Добро пожаловать на сайт !

Советы от психолога

   

ПОДВИЖНЫЙ,   ГИПЕРАКТИВНЫЙ,   НЕСНОСНЫЙ...

 

Одни из этих определений явственно несут негативную оценку, другие более нейтральны... Этот список эпитетов можно продолжить, но вы и так уже поняли, о каком ребенке идет речь. Специалистами картина такого поведения обозначается как “синдром дефицита внимания с гиперактивностью” (СДВГ).

 

Ты  куда  несешься  вскачь?

 

      Исследования показывают, что этот синдром отмечается примерно у 20% детей школьного возраста, причем у мальчиков в четыре раза чаще, чем у девочек. Для таких детей характерны постоянное двигательное беспокойство, проблемы с концентрацией внимания, импульсивность, “неуправляемое” поведение. Несносность этих детей и в дошкольном возрасте доставляет немало хлопот окружающим – родителям, воспитателям, сверстникам. С поступлением в школу проблемы усугубляются и могут сопровождать такого ребенка чуть ли не всю школьную жизнь.

 

Когда  же  он  утомонится?

 

     По поводу  его будущей, взрослой, жизни прогнозы вовсе неоднозначны. Оптимисты утверждают, что из гиперактивных вырастают лидеры и предприниматели. Но есть данные и о том, что примерно четверть таких детей испытывает затруднения в течении всей жизни. Не исключено, что в подростковом возрасте описанные симптомы могут привести к возникновению асоциального поведения, различных зависимостей.

      Проблема состоит еще и в том, что в семье, воспитывающей такого ребенка, возникает хроническая усталость (особенно у матерей), доходящая порой до психического истощения.

 

Советы  родителям  подвижного  ребенка

 

1.                                 Во-первых, стоит получить консультацию специалиста (детского невропатолога или психоневролога). Важно определить, действительно ли мы имеем дело с синдромом гиперактивности. Ведь подвижность – это естественное качество нормально развивающегося, жизнерадостного ребенка. Точный диагноз (есть СДВГ или нет) поможет понять, какая помощь нужна со стороны взрослых нашему “несносному”. Это может быть и квалифицированнее медикаментозное воздействие. И все же наибольший эффект дают специальная организация условий обучения такого ребенка и просто понимание природных особенностей его психического склада.

2.                                 Следует наладить контакт с психологом. Он подскажет, как скорректировать поведение ребенка адекватным отношением к нему в семье и в школе. Это может быть целая программа помощи. Психолог непосредственно может передать рекомендации учителям ребенка.

 

Аспекты   настораживающего   поведения  ребенка,

когда  целесообразно  обратиться  за  консультацией  к  профессионалам

(психологу,  детскому  невропатологу,  психоневрологу):              

                                                     

                            

1.               Чрезмерная   сила   и   интенсивность   эмоциональных    проявлений   в поведении  ребенка  (умеренные  трудности  поведения  встречаются   чаще, чем      серьезные, чрезмерные   по  силе),  которые   оказывают   отрицательное      влияние   на    его    адаптацию в обществе.

 

2.               Длительность    сохранения     определенных     реакций,    например,    страха     или агрессивного поведения. Временные колебания в поведении и  эмоциональном состоянии детей – явление обычное и нормальное.

 

3.               Нарушение   социального   взаимодействия   со   сверстниками,   частые   изменения   эмоционального фона  (настроения)  без видимых причин.  

 

  

Как  правильно  вести  себя  с  гиперактивным  ребенком?

 

l               Прежде всего нужно научиться удерживаться от постоянных замечаний, постоянных попыток вмешаться в его бурную деятельность. Хвалить даже за малозаметные, но положительные сдвиги.

 

l               Перестать постоянно ограничивать его активность, инициативу. Этим взрослые добиваются, скорее, не послушания, а равнодушия, незаинтересованности, что в последствии может проявиться в школьных неуспехах.

 

l               Предоставлять больше самостоятельности в делах. Прежде чем запретить что-то, подумать: а что такое страшное произойдет, если сын или дочь поступит по-своему?

 

l               Постараться, чтобы школьная жизнь и домашние задания не стали для подвижного ребенка тяжкой обязанностью. Иначе проявлять самостоятельность и испытывать радость он будет только на досуге.

 

 l               Предоставлять больше возможностей проявить себя – в спорте, в театральном кружке, в зарабатывании карманных денег и т.д.

 

 

Как   помочь   гиперактивному   школьнику?

 

 

l               Учитывать такое характерное свойство его умственной деятельности, как цикличность. Это значит, что периоды продуктивной работы мозга непродолжительны (до 15 минут), их необходимо чередовать с периодами отдыха. При выполнении домашних заданий это сделать нетрудно. Учителю же придется объяснить, что время от времени его подопечный может “выпадать” из хода урока. Причем вовсе не из-за желания досадить своему педагогу. За спадом вновь последует период достаточной работоспособности, просто нужно слегка направить ребенка в русло урока повторением какой-то мысли и т.п.

 

 l               Не делать проблему из тонго факта, что ребенок часто не записывает на уроке домашнее задание или записывает его неправильно. Можно выйти из положения, узнавая задания у учителя или более ответственных одноклассников.

  

 l               Если такой ребенок посещает группу продленного дня, взвесить все “за” и “против”. Доводы “против” могут перевесить: шум, невозможность побыть в одиночестве (а такая потребность есть и у гиперактивного), учитель вряд ли может уделить необходимое индивидуальное внимание при приготовлении уроков и т.д.

  

 l               Основную роль в обучении такого ребенка до определенного школьного возраста (обычно до 5 класса) выполнять придется родителям. Это значит, что помощь нужно оказывать не только при выполнении домашних  заданий. Иногда стоит вновь разъяснить материал, который нужно было усвоить на уроке. Упреки в разгильдяйстве тут бесполезны, лучше постепенно восполнить уже допущенные пробелы. Вообще желательно создавать с ребенком определенный задел, несколько забегая вперед учебной программы. Это позволит ему легче усваивать новый материал, когда его будут объяснять на уроке.

 

Методические рекомендации для учителей:

 

- Работа с детьми группы риска

  

Успехов вам  и вашим детям !       

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz