| |||
|
Советы от психолога ПОДВИЖНЫЙ, ГИПЕРАКТИВНЫЙ, НЕСНОСНЫЙ...
Одни из этих определений явственно несут негативную оценку, другие более нейтральны... Этот список эпитетов можно продолжить, но вы и так уже поняли, о каком ребенке идет речь. Специалистами картина такого поведения обозначается как “синдром дефицита внимания с гиперактивностью” (СДВГ).
Ты куда несешься вскачь?
Исследования показывают, что этот синдром отмечается примерно у 20% детей школьного возраста, причем у мальчиков в четыре раза чаще, чем у девочек. Для таких детей характерны постоянное двигательное беспокойство, проблемы с концентрацией внимания, импульсивность, “неуправляемое” поведение. Несносность этих детей и в дошкольном возрасте доставляет немало хлопот окружающим – родителям, воспитателям, сверстникам. С поступлением в школу проблемы усугубляются и могут сопровождать такого ребенка чуть ли не всю школьную жизнь.
Когда же он утомонится?
По поводу его будущей, взрослой, жизни прогнозы вовсе неоднозначны. Оптимисты утверждают, что из гиперактивных вырастают лидеры и предприниматели. Но есть данные и о том, что примерно четверть таких детей испытывает затруднения в течении всей жизни. Не исключено, что в подростковом возрасте описанные симптомы могут привести к возникновению асоциального поведения, различных зависимостей. Проблема состоит еще и в том, что в семье, воспитывающей такого ребенка, возникает хроническая усталость (особенно у матерей), доходящая порой до психического истощения.
Советы родителям подвижного ребенка
1. Во-первых, стоит получить консультацию специалиста (детского невропатолога или психоневролога). Важно определить, действительно ли мы имеем дело с синдромом гиперактивности. Ведь подвижность – это естественное качество нормально развивающегося, жизнерадостного ребенка. Точный диагноз (есть СДВГ или нет) поможет понять, какая помощь нужна со стороны взрослых нашему “несносному”. Это может быть и квалифицированнее медикаментозное воздействие. И все же наибольший эффект дают специальная организация условий обучения такого ребенка и просто понимание природных особенностей его психического склада. 2. Следует наладить контакт с психологом. Он подскажет, как скорректировать поведение ребенка адекватным отношением к нему в семье и в школе. Это может быть целая программа помощи. Психолог непосредственно может передать рекомендации учителям ребенка.
Аспекты настораживающего поведения ребенка, когда целесообразно обратиться за консультацией к профессионалам (психологу, детскому невропатологу, психоневрологу):
1. Чрезмерная сила и интенсивность эмоциональных проявлений в поведении ребенка (умеренные трудности поведения встречаются чаще, чем серьезные, чрезмерные по силе), которые оказывают отрицательное влияние на его адаптацию в обществе.
2. Длительность сохранения определенных реакций, например, страха или агрессивного поведения. Временные колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей – явление обычное и нормальное.
3. Нарушение социального взаимодействия со сверстниками, частые изменения эмоционального фона (настроения) без видимых причин.
Как правильно вести себя с гиперактивным ребенком?
l Прежде всего нужно научиться удерживаться от постоянных замечаний, постоянных попыток вмешаться в его бурную деятельность. Хвалить даже за малозаметные, но положительные сдвиги.
l Перестать постоянно ограничивать его активность, инициативу. Этим взрослые добиваются, скорее, не послушания, а равнодушия, незаинтересованности, что в последствии может проявиться в школьных неуспехах.
l Предоставлять больше самостоятельности в делах. Прежде чем запретить что-то, подумать: а что такое страшное произойдет, если сын или дочь поступит по-своему?
l Постараться, чтобы школьная жизнь и домашние задания не стали для подвижного ребенка тяжкой обязанностью. Иначе проявлять самостоятельность и испытывать радость он будет только на досуге.
l Предоставлять больше возможностей проявить себя – в спорте, в театральном кружке, в зарабатывании карманных денег и т.д.
Как помочь гиперактивному школьнику?
l Учитывать такое характерное свойство его умственной деятельности, как цикличность. Это значит, что периоды продуктивной работы мозга непродолжительны (до 15 минут), их необходимо чередовать с периодами отдыха. При выполнении домашних заданий это сделать нетрудно. Учителю же придется объяснить, что время от времени его подопечный может “выпадать” из хода урока. Причем вовсе не из-за желания досадить своему педагогу. За спадом вновь последует период достаточной работоспособности, просто нужно слегка направить ребенка в русло урока повторением какой-то мысли и т.п.
l Не делать проблему из тонго факта, что ребенок часто не записывает на уроке домашнее задание или записывает его неправильно. Можно выйти из положения, узнавая задания у учителя или более ответственных одноклассников.
l Если такой ребенок посещает группу продленного дня, взвесить все “за” и “против”. Доводы “против” могут перевесить: шум, невозможность побыть в одиночестве (а такая потребность есть и у гиперактивного), учитель вряд ли может уделить необходимое индивидуальное внимание при приготовлении уроков и т.д.
l Основную роль в обучении такого ребенка до определенного школьного возраста (обычно до 5 класса) выполнять придется родителям. Это значит, что помощь нужно оказывать не только при выполнении домашних заданий. Иногда стоит вновь разъяснить материал, который нужно было усвоить на уроке. Упреки в разгильдяйстве тут бесполезны, лучше постепенно восполнить уже допущенные пробелы. Вообще желательно создавать с ребенком определенный задел, несколько забегая вперед учебной программы. Это позволит ему легче усваивать новый материал, когда его будут объяснять на уроке.
Методические рекомендации для учителей:
- Работа с детьми группы риска
Успехов вам и вашим детям ! | ||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |